Аннотация: В статье рассматриваются пути формирования и развития жестовой речи у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Особое внимание обращается на развитие у детей-инвалидов коммуникативной функции речи в ходе
В последние годы большое внимание уделяется проблемам воспитания, обучения и развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью: совершенствуются организационные формы работы с ними, изучаются их потенциальные возможности к интеграции в общество. У детей-инвалидов данной категории в тесной связи с тяжёлой умственной отсталостью находится грубое недоразвитие речи. Прежде всего появление речи, как правило, значительно запаздывает. Очень часто она появляется к
Основополагающим документом, регламентирующим обучение данной категории детей- инвалидов, явился Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
В своей экспериментальной работе за основу обучения данной категории детей-инвалидов мы взяли словарь жестов, разработанный дефектологом, логопедом Н. Уокер (« Словарь Makaton», Cemberley, Britain).
Словарь жестов состоит из нескольких разделов:
-
ребёнок и окружающие его люди;
-
ребёнок и его дом:
-
ванная комната
-
столовая
-
спальная комната
-
-
жесты, обозначающие предметы живые/неживые;
-
жесты, обозначающие состояния;
-
— разное.
Нам понравился словарь этого жестового языка тем, что в нем чётко представлен тот минимальный словарный запас, которым могут овладеть тяжело умственно отсталые дети. И ещё очень важный момент.
Заранее надо отметить, что жестовому языку были обучены педагоги, обучающиеся с относительно развитой речью, родители, тьюторы. Родителям предлагалось развесить карточки со словарём жестов в квартире. Занятия по жестовому языку строились на основе дидактических принципах коррекционной работы, главными из которых являются: принцип педагогического оптимизма, принцип наглядности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, принцип социальной компетентности.
Важнейший принцип в работе с данной категорий детей-инвалидов — это принцип педагогического оптимизма, введённый нами в практику обучения тяжело умственно отсталых детей.
Развитие детей с тяжёлыми нарушениями развития обеспечивается лишь тогда, когда обучение детей на основе наглядности и практической деятельности самих детей. Вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для этих детей неэффективно. Наглядность и непосредственная деятельность обучающихся занимают ведущее место в процессе овладения детьми жестовой речью. Недоразвитие регулирующей функции речи у этих детей настолько велико, что на начальных этапах практически не удаётся только с помощью словесных указаний организовать их обучение. Учитель показывает детям приемы жестовой речи, сопряжено с педагогом обучающиеся многократно повторяют их, в результате чего у них вырабатываются необходимые практические навыки.
Применение наглядных и практических методов обучения ни в коей мере не исключает комментарий, объяснений и указаний со стороны учителя.
Дифференциация включает работу учителя с разными группами обучающихся в соответствии с типологическими особенностями каждой группы. Например, у детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других обучающихся, нарушена мелкая моторика пальцев рук, что необходимо учитывать при обучении их жестовой речи. Знание психофизических черт каждого обучающегося необходимо для того, чтобы найти более эффективные способы коррекционной помощи и определить пути включения его во фронтальную работу.
Определяющим принципом в коррекционной работе с данной категорией детей является принцип социальной компетентности. В настоящее время большое внимание уделяется вопросам интеграции детей-инвалидов в социум. Включение детей с проблемами развития в жизнь общества постепенно становится магистральной линией социального развития нашей страны. И именно образование является ключевым фактором, способствующим решению этой задачи.
Необходимым условием расширения социальных связей неговорящих детей – инвалидов являет развитие их жестовой речи. Специально организованные уроки жестовой речи помогают обучающимся вступать в общение с окружающими, выполнять инструкции педагога, связанные с учебной или бытовой ситуацией, формировать и совершенствовать уровень социальной адаптации. Мы считаем, что основой, стержнем всей коррекционной работы с этой тяжелейшей категорией детей-инвалидов является выработка у них определённых социальных, жизненных компетенций способности жить в нормальных средовых условиях.
Уроки по развитию жестовой речи проходят в виде
Очень важно, чтобы жестовый язык этих детей выполнял не только номинативную, но и определённую коммуникативную функцию.
Обычно, на начальных этапах обучения дети сами не могут вести диалог, особенно если в паре есть заторможенный обучающийся. Тогда диалог протекает сопряжённо с учителем или разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный обучающийся говорит роль вместе с инициативным, общительным.
Рассматривая процессы коррекционной работы с данной категорией детей, необходимо учитывать известное положение Л. С. Выготского о том, « что всякий дефект создаёт стимулы для выработки компенсаций». У детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью выраженные нарушения познавательной деятельности и речи сглаживаются относительно более сохранной эмоциональной сферой. В связи с этим особым содержанием коррекционной работы с этими детьми должно быть эмоциональное насыщение учебного процесса, как со стороны самих учителей, так и обучающихся. Эмоциональность должна являться важной составляющей всех занятий по развитию жестовой речи.
Педагогическая работа с этой категорией детей по развитию жестовой речи должна быть расширена путём увеличения времени, отведённого на занятия по арт – терапии (использование музыки и пения, изобразительной деятельности, театрализованных игр, сказкотерапии и т. п.), включения эмоционального компонента во все виды
В заключение мы считаем, что уроки жестовой речи для детей с тяжёлой умственной отсталостью могут быть доступны для специалистов, родителей и тьюторов с помощью использования информационно – коммуникативных технологий.
Литература
- Маллер А. Р. У вас особенный ребенок.-М.,2014.- 96с.
- Маллер А. Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта. Прак. пособие – М.,2015.- 222с.
- Маллер А. Р. Особые дети и проблемы толерантности. Прак. пособие.- М.,2016. – 104с.
- Маллер А. Р., Лисовская Т. В. Специальная педагогика. Библиографический указатель.- М.,2018. – 131с.
А. Р. Маллер.
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Лаборатория обучения жестовой речи детей
ЦНИИ русского жестового языка, г. Москва